Расстояние между остановками общественного транспорта в городе: нормы и ГОСТ


Расстояние между остановками, согласно нормам СНиП (СП) и ГОСТу, зависит от категории дороги, по которой был проложен маршрут. В городах остановочные пункты находятся ближе, чем в сельской местности или на федеральных трассах. Прочитав статью, вы узнаете, каким должно быть в населенных пунктах минимальное расстояние между автобусными остановками согласно нормативам.

Расстояние между остановками
В мегаполисе

Классификация автомобильных дорог по категориям

На удаленность между двумя остановками общественного транспорта влияет загруженность дорожного полотна. Степень загруженности и категория автомобильной дороги определяется по ГОСТу P 52398-2005.

На остановке
Посадка пассажиров

Ниже мы приводим сборную таблицу из нормативного документа.

Категория Число полос (в обе стороны) Ширина одной полосы (м) Разделитель по центру Загруженность (машин в сутки)
1 от 4 3,75 Требуется от 14 000
2 от 2 до 4 3,5–3,75 Не обязателен от 6000
3 2 3,5 Не нужен от 2000 до 6000
4 2 3 Не нужен от 200 до 2000
5 1 от 4,5 Не нужен до 200

По дорогам 1–3 категории курсируют автобусы дальнего следования. Общественный транспорт соединяет населенные пункты, расположенные на большом расстоянии. Конечной служит автостанция, расположенная в городе. Допускаются промежуточные заезды в города и села для организации пересадок. Как правило, подобные заезды кратковременны.

Дороги 4–5 категорий находятся на территории городов и поселков.

По ним курсируют локальные автобусы, трамваи, троллейбусы. Маршруты могут быть петляющими и кольцевыми. Несколько автобусных остановок разных маршрутов могут находиться вплотную друг к другу.

Дистанция между остановочными пунктами на дорогах

Расстояние от остановки до остановки устанавливает ОСТ 218.1.002-2003, нормы СНиП 2.07.01-89 и СП 42.13330.2016. Установленные ОСТом нормы между автобусными остановками для дорог разных категорий указаны ниже в таблице.

Категория Минимальное расстояние (м) Максимальное расстояние (м) Радиус кривой (м)
1–3 3000 (в густонаселенных территориях – 1500) 5000 1–2: 1000
3: 600
4–5 Не ограничивается 600 400

Перечисленные выше СНиП и СП устанавливают дополнительные ограничения по расположению остановок в городах и населенных пунктах. Эти ограничения мы рассмотрим в соответствующем разделе статьи.

Прочие нормативы по расположению остановок

Остановочные пункты располагают на участке земли с уклоном не более 20 % по горизонтали и 40 % по вертикали. Нельзя размещать павильоны:

  • в местах с плохим обзором дороги;
  • на участках с коэффициентом аварийности до 0,7;
  • на участках с коэффициентом безопасности движения до 20;
  • в местах, где высота насыпи до 150 см;
  • в низинах: возможно затопление территории, формирование снежных заносов.
В городе
Работа общественного транспорта

Остановочный пункт должен находиться не ближе 250 метров к железнодорожному переезду. Разрешается совмещать зону ожидания и автомобильную парковку, место стоянки автобусов. Тогда парковка располагается за павильоном.

Расстояние до пешеходного перехода

На трассах 1 категории можно строить только надземные или подземные переходы. На маршруте от павильона до перехода нужно установить забор на границе с проезжей частью. Длина забора у остановки: не менее 100 м.

Также следует учесть:

  1. Расстояние от остановочного пункта до перехода: не более 500 м.
  2. В районах индивидуальной жилой застройки крупных городов: до 600 м.
  3. В зонах индивидуальной жилой застройки средних и мелких населенных пунктов: до 800 м.
  4. В регионах с неблагоприятными климатическими условиями: не более 400 м.
Типовой эскиз
Эскиз

На дорогах 2–5 категорий допускаются переходы «зебра». В месте пешеходного перехода на дорогах 2–4 категории ставится светофор. Ширина тротуара на переходе: не менее 150 см. Маршрут до перехода можно оградить забором или оставить без ограждения.

Павильоны для ожидания

Наличие или отсутствие крытых комплексов обусловлено следующими факторами:

  1. На трассах 1–2 группы устанавливать павильоны необходимо, чтобы на скорости водители видели их издалека.
  2. На дорогах 3 группы можно не ставить павильоны там, где происходит только высадка.
  3. На дорогах 4 группы можно ставить один павильон для нескольких остановок, которые примыкают друг к другу.

Расстояние между остановками в городе по нормам и ГОСТу

На дорогах 1–3 категорий остановки противоположных направлений располагают строго напротив друг друга. Два остановочных пункта разделяет пешеходный переход. Смещение между остановками не предусмотрено. Подобное решение удобно и для пассажиров, и для водителей автомобилей, которые движутся по трассе.

Стоянка в городе
Недалеко от дороги

В городах остановки противоположных направлений разрешено ставить только со смещением. Расстояние между зонами ожидания на противоположных сторонах дороги должно быть не менее 30 метров.

Когда два автобуса подъезжают одновременно, они не создают пробку и не закрывают обзор для пешеходов и водителей. Данное расстояние между станциями следует выдерживать строго по нормативам.

В черте города автобусные остановки должны быть расположены на расстоянии от:

  1. Въезда на территорию квартала или микрорайона: до 20 м.
  2. Ближайшего пешеходного перехода через дорогу: до 500 м.
  3. Объектов массового посещения (ТЦ, кинотеатров, музеев и т. д.): до 250 м.
  4. Образовательных учреждений (школ, колледжей, вузов и т. д.): до 500 м.
  5. Поликлиник, больниц и других медицинских учреждений: до 150 м.
  6. Въезда на территорию гаражного кооператива: до 30 м.
  7. Проходных в промзоне: не более 600 м (в средних и малых городах – не более 800 м).
  8. Главного входа в парк, зону массового отдыха или занятий спортом: не более 800 м.

Исключение из общих правил делается для автобусов, идущих по экспресс-маршрутам. Они могут останавливаться с интервалом 800–1200 м.

Нормы для троллейбусов и трамваев

Проектирование трамвайных и троллейбусных линий регламентирует СНиП 2.05.09-90. По этому документу расстояние между двумя остановочными пунктами не регламентируется.

Остановка в деревне
Зона ожидания в сельской местности

На практике для трамваев и троллейбусов используют нормы, разработанные для автобусов: 400–600 м.

На маршрутах скоростных трамваев и экспресс-автобусов интервал увеличивается до 800–1200 м.

Троллейбусная остановка в городе может располагаться вплотную к автобусной остановке. Это удобное решение для организации пересадки. Средняя дистанция между 2 остановочными пунктами на одном маршруте (статистика по Москве):

  • в центре города: до 250 м;
  • в густонаселенных спальных районах: 250–350 м;
  • на периферии, в промзоне: 350–500 м.

Городская остановка трамвая должна располагаться посередине дорожного полотна. Монтаж павильона посреди проезжей части не допускается. Посреди дороги могут быть островки для пассажиров, ожидающих транспорт. Крытый павильон станции размещается только на тротуаре.

Остановка для трамвая
Трамвайная остановка

Станции метро

Ответ на вопрос, какое минимальное расстояние между станциями метро, регламентирован СНиП. По нормативам длина перегона должна составлять от 1000 до 2000 метров. Но в районах исторической застройки это правило может нарушаться.

В Москве минимальная удаленность между станциями метрополитена – 496,8 метра, а максимальное расстояние – 3,413 метра. В этой статистике не учитываются станции, которые совмещены как пересадки.

Место для станций метро выбирают с учетом застройки города, интенсивности пассажиропотока, структуры земли.

Станции электричек

На железной дороге в черте города расстояние между двумя станциями должно быть 1500–2000 м. Дистанция от платформы до остановки общественного транспорта не должна превышать 150 м.

Какое расстояние между остановками общественного транспорта в городе по ГОСТу

Принятые в России нормативы одинаковы для всех городов, будь то Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Красноярск, Волгоград, Оренбург, Воронеж, Самара или Саратов. Места для монтажа остановок выбирает местная администрация.

Стекло и металл
Вариант из стекла и металла

При этом должна соблюдаться норма: дистанция в городе между остановками общественного транспорта должна быть 400–600 метров. Это требование ГОСТа и СНиП (СП). Этот норматив применяется для трамвайных, троллейбусных и автобусных остановок в городе.

Расположение остановок в других странах регламентирует местное законодательство. Расстояние между зонами ожидания общественного транспорта в западных государствах регулируются иными нормативами. Они могут разниться как для автобусных остановок, так, например, и для трамвайных.

В странах СНГ действуют схожие нормы, разработанные еще советскими проектировщиками. Например, в Астане среднее расстояние составляет 350–500 метров. Значение соответствует российскому стандарту, прописанному в ОСТ и СНиП.

Обустройство и дизайн остановочного пункта

Остановочный комплекс включает следующие элементы:

  • зоны для разгона и торможения транспорта;
  • карман для припаркованного транспорта;
  • площадка для ожидания или крытый павильон;
  • прилегающая часть тротуара;
  • урна или контейнер для мусора;
  • пешеходный переход со светофором или без него;
  • система освещения (дорожные фонари);
  • система для отведения дождевой воды;
  • информационные стенды или таблички с расписанием транспорта.
Типовая остановка
Типовой вариант

Ширина кармана для въезда автобуса или троллейбуса равна ширине остальных полос. Длина зоны ожидания зависит от количества транспорта, который может остановиться одновременно. Если останавливается один маршрут: 10 метров, два – 25 метров, три и более – 35 метров.

Высота тротуара

Высота зоны ожидания над уровнем дороги: не менее 20 см. Проезжую часть от зоны ожидания должен отделять бордюр. Нельзя ставить павильон ближе чем на расстоянии 3 метров к проезжей части.

Благоустройство

Общественный туалет должен стоять не ближе чем 15 метров до павильона. Фонари должны освещать не только зону ожидания, но и по 100 метров дорожного полотна в обе стороны движения. Расстояние от велодорожки до павильона: до 150 см. Ширина пешеходной дорожки, ведущей к площадке: 75 см.

Пешеходный переход
Обустройство пешеходного перехода для детей

Интерактивные табло

Автобусные остановки в Москве и других крупных мегаполисах иногда оснащаются интерактивным табло. На табло видно, сколько времени осталось до прибытия нужного маршрута. Значение сбрасывается, когда городской транспорт отходит от остановочного пункта.

Дизайн

Троллейбусная остановка в населенном пункте оформляется так же, как и автобусная. На ней обязательно должен быть установлен павильон со скамейкой и урной, информационные таблички или интерактивное табло.

Дизайн остановочных пунктов нормативы не ограничивают.

Заключение

В существующих ГОСТах и СНиП (СП) прописаны минимальные и максимальные удаления между автобусными остановками в населенных пунктах и городах. Эти цифры расстояний учитывают проектировщики автобусных маршрутов, трамвайных и троллейбусных путей.

Вечерний город
Вечером в Москве

Если городские жители недовольны большим расстоянием между пунктами ожидания, они могут подавать обращения и добиваться введения новых остановочных станций. Обращения подаются через сайты местной администрации.

Читайте также:  Минимальное расстояние от водопровода до канализации: нормативное, нормы СП и СНиП
Ссылка на основную публикацию
error: Content is protected !!
Adblock
detector